Чемпионат мира перешагнул отметку первой трети. Откровенно говоря, этот отрезок был весьма скучным – по итогам первых шести гонок преимущество одной команды, точнее, одного гонщика над всеми остальными практически исключило какую-либо борьбу на трассе. А если еще вспомнить, что гонки в Монако и Каталонии в принципе мало приспособлены для обгонов, то картина и вовсе получается невеселой.
Именно поэтому на кратковременное возвращение Больших призов в Азию возлагаются большие надежды. Надежды небеспочвенные, но будет ли кому их воплощать в жизнь – вот в чем вопрос.
В нынешних условиях не знаешь, чего ждать от той или иной команды на следующем Гран-при. Это связано в первую очередь с техническими особенностями нынешнего сезона, но и не только с ними. Впрочем, это немного другая тема, мы же – о седьмом этапе чемпионата мира.
Итак, Турция, Стамбул, Истанбул-парк. Автодром, который в 2005-м году принял первый турецкий этап чемпионата мира, расположен в азиатской части самого большого города этой страны, совсем рядом со вторым по значению аэропортом Стамбула – Сабиха Гекчен.
Накануне гонщики сыграли в футбол
На любителя и автодром. Истанбул-парк, который относится к серии "тилькедромов" - весьма специфичная трасса, как отмечают сами пилоты. Начнем с того, что она единственная, по которой пелотон движется против часовой стрелки. Таких автодромов в современной Формуле насчитывается всего один – бразильский Интерлагос. Была еще "сан-мариновская" Имола. На всех остальных трассах пилоты гоняются, как и положено, за часовой стрелкой.
Почему именно так? Все дело в очень своеобразной розе ветров, из-за которой Герман Тильке закрутил кольцо Истанбул-парка в обратную сторону. Хотя и это не очень помогло – помнится, на самом первом Гран-при пилоты жаловались, что в некоторых местах машину просто сдувает с трассы, она становится неуправляемой. Впрочем, процент доезда до финиша в Турции весьма приличен, поэтому до критической массы эти жалобы не добирают.
А приличен он потому, что, во-первых, полотно трассы весьма широко (на прямой старт-финиш можно и втроем выстроиться – и тесно не будет), а во-вторых достаточно большие полосы безопасности практически исключают серьезные повреждения машины при вылете. Кстати, именно этот фактор – ширина трассы – должен, по идее, способствовать увеличению количества обгонов, за что ратуют и пилоты, и владельцы команд, и руководители автоспорта.
Возможный уход Ferrari из Формулі-1 всех переполошил
Истанбул-парк любят сравнивать с легендарным бельгийским Спа-Франкоршампом. И на то есть причины. Во-первых, по ходу гоночного круга наличествует приличный, как для Формулы-1, перепад высот. Погодные условия здесь, конечно, не такие, как в Арденнах, где в разных концах трассы может быть совершенно разная погода, но уже сам фактор кривизны поверхности заставляет гонщиков быть более аккуратными, дабы не ошибиться в простой ситуации.
Главной же причиной является наличие восьмого поворота (в Турции они пока что не имеют никаких названий, поэтому известны исключительно по номерам). Этот участок, который, строго говоря, состоит из четырех левых поворотов, сравнивают с легендарным бельгийским поворотом О Руж. В свое время мы подробнее поговорим об этом самом сложном в истории автоспорта вираже, а сейчас просто отметим, что в восьмом повороте Истанбул-парка очень важно выбрать правильную траекторию входа. Иначе можно потерять очень много времени – скоростной режим зависит именно от точности и аккуратности прохождения этого участка.
Добавляет сложности и относительно грязная трасса, а также весьма неприятное для шин, "скользкое" покрытие. Бриджстоун перед началом гоночного уик-энда уже заверил команды, что никаких проблем с колесами не будет – но отслеживать гонку японцы будут очень внимательно. Ибо все в том же пресловутом восьмом повороте, как говорит всезнающая статистика, самые большие перегрузки во всем чемпионате мира. И на шинах это сказывается в первую очередь.
Гран-при Турции можно назвать гонкой одного пилота. Три из четырех турецких гонок выигрывал Фелипе Масса. На самом первом, еще за рулем Sauber, бразилец не добрался до финиша – а потом никому не уступал первую ступень на подиуме. Любопытно, что в 2005-м, когда в дебютной для Истанбул-парка гонке Ferrari вообще пролетела мимо очков, Жан Тодт назвал все происшедшее кошмаром. Мол, у нас уже традиция сложиться успела – выигрывать первые для автодромов гонки, а тут такой конфуз.
Что ж, в Скудерии сделали тогда правильные выводы. А Масса трижды праздновал в Стамбуле победу. Самый же первый раз увез из европейской Азии десять полновесных очков будущий партнер Фелипе, Кими Райкконен, гонявшийся тогда в McLaren.
Завершать анонс седьмого этапа чемпионата мира приходится несколько грустными словами. Истанбул-парк, как оказалось, весьма убыточное предприятие. После повышения аренды на его трассе гоняются только гонщики Формулы-1, то есть 362 дня в году автодром простаивает.
Его невыгодность признал уже даже Берни Экклстоун, но пока что действует подписанный ранее контракт – а вот что будет после 2011-го, не знает никто. Честно говоря, жаль терять гонку, на которой пелотон может порадовать зрителей хоть какой-то борьбой.
При этом осознавая, что ненавистный любому нормальному формулическому болельщику Хунгароринг продолжает спокойно чувствовать себя в финансовом плане и таким образом занимать место в календаре. Остается только надеяться и верить в лучшее. И, конечно же, смотреть Формулу-1. Не пропустите – Стамбул должен порадовать.
Владимир Мыленко, специально для uaSport.net