Дагестан - территория Анжи! Добро пожаловать! Такими растяжками над трассой по дороге из аэропорта теперь встречает приезжих Махачкала.
Большие футбольные амбиции у проблемной северокавказской республики в составе РФ появились с тех пор, как минувшей зимой местный клуб Анжи, до сих пор финансировавшийся в основном госструктурами, взял под свою опеку миллиардер Сулейман Керимов. Он - 19-й номер в списке богатейших бизнесменов России журнала Forbes, оценившего его активы в $ 7,8 млрд.
В результате всего за полгода команда стала одним из главных ньюсмейкеров футбольной России, в первую очередь благодаря небывалой активности на трансферном рынке. В обновление игрового состава Керимов уже вложил не менее $ 50 млн, что на сегодняшний день превышает траты любого из клубов российского чемпионата с начала 2011 года.
Последним громким пополнением стал полузащитник сборной России Юрий Жирков, который 6 августа официально поменял лондонскую прописку на махачкалинскую, - он покинул знаменитый Челси для того, чтобы играть за Анжи.
ВИДЕО: Новый кумир Махачкалы. Презентация Юрия Жирков в качестве игрока Анжи
При этом Анжи неожиданно вырвался на четвертое место в турнирной таблице, вплотную приблизившись к грандам - ЦСКА, Зениту и Динамо. Еще полгода назад в такой рывок не верил никто: клуб лишь в прошлом году вернулся в Премьер-лигу после семи лет прозябания в первом дивизионе и к концу сезона едва не вылетел оттуда снова.
Клуб изменился на глазах, ожил буквально за полгода!
Однако в Анжи уверяют, что главная цель Керимова, уроженца дагестанского Дербента, выходит за рамки спортивного прорыва махачкалинцев. "Поскольку клуб играет на территории его родины, естественно, что он пытается внести свою лепту в развитие региона и нормализацию жизни здесь", - объясняет Корреспонденту мотивы нового владельца гендиректор клуба Герман Чистяков.
Не так давно его слова получили весомое подкрепление: в июле ведущая компания бизнесмена, Нафта-Москва, подписала соглашение о вложении $ 1,4 млрд в строительство спортивной и транспортной инфраструктуры в Дагестане.
ВИДЕО: Чужой среди своих. Российские фаны освистали Жиркова на матче сборной
"Такие проекты, безусловно, имеют социальный и политический заказ, что особенно важно для Дагестана, где давно существуют противоречия, а общество не монолитно", - убежден Аликбер Аликберов, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.
Также российские эксперты сравнивают дагестанскую "нагрузку" Керимова с чукотским губернаторством Романа Абрамовича, получившего в свое время от хозяев Кремля задание подтянуть далекий забытый регион.
Большие надежды
Наибхан Алиев, студент-пятикурсник Дагестанской государственной медакадемии, всего на год старше Анжи, основанного в 1991-м году. За махачкалинцев он болеет сколько себя помнит, легко перебирает в памяти все их успехи и не скрывает эмоций, оценивая новый этап в жизни команды.
"Клуб изменился на глазах, ожил буквально за полгода! - восхищен Алиев. - Думаю, это очень хороший шаг, что наш земляк - а это вдвойне приятно - взял на себя такую ответственность".
Такие проекты, безусловно, имеют социальный и политический заказ, что особенно важно для Дагестана, где давно существуют противоречия, а общество не монолитно
Как утверждают дагестанские власти, Анжи достался лезгину Керимову "под его ответственность" - то есть бесплатно и в обмен на обещание вложить в клуб часть личного капитала.
При этом решение миллиардера, представляющего Дагестан в Совете Федерации РФ, поднять клуб Чистяков объясняет отнюдь не только бизнес-интересами. "Он [Керимов] долго к этому шел, человек давно любит футбол, поэтому определяющей для него стала возможность помочь развитию родного региона", - уверяет гендиректор клуба.
По словам Чистякова, солидные средства, которыми теперь располагает клуб, будут направлены, прежде всего, на подготовку инфраструктуры высшего уровня для самого Анжи и поддержку массового футбола на территории республики.
Так, за четыре года под Махачкалой, предположительно в Каспийске, возведут внушительный спортивный комплекс, который станет новым домом для Анжи. Кроме основного стадиона на 40 тыс. зрителей там выстроят вторую крытую арену, пятизвездочную гостиницу и спортивную базу.
Как рассказал Корреспонденту Александр Удальцов, директор по коммуникациям Анжи, сейчас клуб выбирает подрядчика проекта, причем наиболее вероятным претендентом является швейцарская компания Botta Management Group с безупречным послужным списком. Именно швейцарцы построили олимпийский стадион в Мельбурне и десяток арен в ЮАР к чемпионату мира - 2010, а сейчас готовят стадион к лондонской Олимпиаде-2012.
Тем временем в столице республики должна появиться детская футбольная академия, а в целом в Дагестане откроют еще семь ее филиалов. Молодым спортивным дарованиям обещают достойных тренеров и современную инфраструктуру. А для тех, кто пылает к футболу любительской страстью, усилиями того же Керимова откроют 100 футбольных полей по всему региону.
Пока надежды на собственных воспитанников остаются лишь стратегической перспективой, миллиардер не жалеет денег на усиление команды именитыми игроками из-за рубежа. К примеру, Анжи сумел первым за всю историю российского футбола привлечь в свои ряды чемпиона мира, 38-летнего бразильского защитника Роберто Карлоса, чью годовую зарплату в клубе эксперты оценивают в 4 млн евро.
В лице того же Роберто Карлоса мало того что Анжи имеет серьезного человека, который создает ажиотаж и притягивает зрителей, так он потом фактически и является главным переговорщиком при приглашении какого-либо бразильца
Вслед за экс-звездой испанского Реала команду пополнили еще трое бразильцев - Жоао Карлос, Жусилей и Диего Тарделли, лучший футболист чемпионата Бельгии 2010 года Мубарак Буссуфа, а нынешним летом - игрок голландского ПСВ Балаж Джуджак и полузащитник Челси Юрий Жирков. Только последний, по данным российской и английской спортивной прессы, обошелся в 15 млн евро.
При этом вокруг Анжи неутомимо плодятся слухи об интересе селекционеров команды к целому ряду именитых футболистов. Так, сейчас в Махачкалу сватают форварда Арсенала Андрея Аршавина, украинца Анатолия Тимощука из Баварии, камерунскую звезду Интера Самюэля Это’О и еще одного чемпиона мира, француза Давида Трезеге. Предположительные суммы контрактов оценивают в десятки миллионов долларов.
В руководстве Анжи трансферные приоритеты не комментируют, однако, как рассказывает тренер команды Гаджи Гаджиев, череда крупных покупок еще не завершена, а кроме того, на легионеров возложена особая миссия.
"Изначально предполагалось, что приобретаемые футболисты должны помогать не только в сегодняшней игре, но и в плане привлечения зрителя на стадион, а мальчишек - в футбольные секции, - объясняет тренер. - Да и в плане футбольного образования тех людей, которые сейчас играют в команде".
Чартер для фанатов
45-летний миллиардер Керимов, никогда не дающий интервью и слывущий одной из самых закрытых персон в России, немного приоткрывает плотную завесу, окружающую его, лишь когда дело касается спорта. Так, известно, что к спорту он был неравнодушен с детства, увлекался борьбой и тяжелой атлетикой.
Сколотивший в 1990-х годах состояние благодаря покупке компании Нафта-Москва и активам в золотодобывающем, строительном, медиабизнесе, банковской отрасли и химпроме бизнесмен не охладел к увлечению юности и с 2004 года активно спонсировал Федерацию спортивной борьбы России.
Тогда же итальянская пресса много писала о попытках компании Керимова выкупить футбольный клуб Рома. Около двух лет в Дагестане говорили и о его интересе к Анжи, однако лишь теперь миллиардер решился заняться клубом и привести его к славе.
Правда, пока Анжи звезд с футбольного небосклона не хватает, и главной мотивацией легионеров, приходящих в дагестанский клуб, являются сверхвысокие заработки. Однако, по мнению аналитиков, громкие приобретения Керимова помогают команде убить сразу двух зайцев.
Изначально предполагалось, что приобретаемые футболисты должны помогать не только в сегодняшней игре, но и в плане привлечения зрителя на стадион, а мальчишек - в футбольные секции
"В лице того же Роберто Карлоса мало того что Анжи имеет серьезного человека, который создает ажиотаж и притягивает зрителей, так он потом фактически и является главным переговорщиком при приглашении какого-либо бразильца", - объясняет украинский футбольный менеджер Дмитрий Селюк, работающий в Испании.
Мол, этот ход не нов, многие клубы Турции и Греции применяли такую же практику, когда главное не столько футболист, сколько его имя. "Другое дело, что приглашение такого человека за такие средства могут позволить [себе] не все, но у Керимова с деньгами неплохо", - добавляет менеджер.
Развернутый миллиардером спортивный ренессанс на его родине, где уровень жизни и зарплат едва ли не самый низкий в России, уже вызвал бурный отклик в массах: Дагестан, и без того горячо любивший футбол, сегодня без преувеличения живет им.
"Число болельщиков и интерес вырос в разы, самая обсуждаемая тема в республике - это Анжи, командой гордятся все от мала до велика, даже те, кто не может разобраться, где офсайд, а где пенальти", - подмечает Рамазан Газиев, лидер фан-клуба Анжи Дикая дивизия.
Понятно, что если бы речь шла, условно говоря, о развитии горных лыж, то влияние на развитие региона было бы несколько иным. Ведь футбол - это действительно большое социальное явление
Газиев рассказывает, что преданные болельщики теперь в особом почете: на деньги клуба им помогли открыть собственный офис в Махачкале, а на все выездные матчи команды более сотни фанатов летают чартером. Такое внимание к зрителю, надеется тренер Гаджиев, поможет привить дагестанцам манеры и вкус цивилизованных болельщиков.
"Понятно, что если бы речь шла, условно говоря, о развитии горных лыж, то влияние на развитие региона было бы несколько иным, - характеризует целенаправленность проекта тренер. - Ведь футбол - это действительно большое социальное явление".
Аликберов, со своей стороны, подчеркивает: для Дагестана, самой многонациональной республики РФ, говорящей на 14 языках, на роль объединяющего фактора всегда претендовал ислам, и успешное воплощение такого крупного спортивного проекта, как Анжи, может стать толчком к консолидации.
Однако, тут же оговаривается аналитик, одним футболом всех проблем не решить, ведь жители самого горячего после Чечни региона страны до сих пор с натяжкой считают себя российскими гражданами. "Кроме спортивной идеи должна быть еще и политическая, - отмечает Аликберов. - Ведь в Дагестане все еще нет понимания, что «я - россиянин, а потом я уже лезгин, аварец и так далее".
Впрочем, сами дагестанцы охотно переносят внезапную славу Анжи и на свою родину. "Приятно, когда есть что-то такое большое у нас, - делится болельщик Алиев. - Мы же знаем, как гордятся своими клубами в Англии, вот и мы хотим поднять наш спортивный дух, а заодно менталитет и культуру, доказать, что Дагестан - это достаточно благородное и прекрасное место, а не сплошная война, как часто говорят".
Единственное, чего опасается российский футбольный менеджер Алексей Сафонов, глава компании СА - Футбольное агентство, - чтобы команда не превратилась для бизнесмена-владельца в игрушку.
"Не дай бог Керимов охладеет команде, что будет? Дагестанская Республика не потянет ведь", - предостерегает Сафонов.
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 12 августа 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.