With glowing hearts (С пылающими сердцами - англ.) - эта строчка из канадского гимна стала официальным слоганом Олимпиады в Ванкувере. Слоганом удачным, ибо, как показывает история, на зимних Олимпийских играх добиваются успеха не только самые сильные и талантливые, но и те, у кого сердца пылают ярче.
К таковым, несомненно, относится легендарный австрийский горнолыжник Франц Кламмер. Австрийский астронавт, Кайзер Франц, Кламмер Экспресс - поклонники не могли придумать прозвище, отражающее его величие в должной степени. Но зато судьба придумала для него подходящее испытание.
В 1975 году он выиграл восемь из девяти соревнований Кубка мира, а годом спустя на Олимпиаде в Инсбруке оказался в шаге от неудачи. Швейцарец Бернард Русси показал на скоростном спуске феноменальное время - 1:46.06. Франц спускался последним и, конечно, должен был сделать что-то невероятное, слушая, как 60 тысяч австрийцев скандируют его фамилию.
Кламмер несся как сумасшедший, едва не пропустил ворота, чуть не сорвался в пропасть, но опередил противника. 1:45.73 - такую планку он задал для будущих поколений. "Я думал, что разобьюсь к чертовой матери", - честно признался Франц после гонки. Но безумство храбрых не всегда заканчивается плохо.
Впечатляет история американского конькобежца Дэна Янсена. В ходе Олимпиады в Калгари в 1988 году он узнал, что его сестра Джейн умерла от лейкемии. Он вышел на лед спустя несколько часов после этого ужасного известия, желая победить ради сестры, но ничего не вышло. Конькобежец упал и на пятисотметровке, и на километре.
На следующих Играх в Альбервилле-1992 Янсен снова споткнулся на обеих дистанциях, хотя считался фаворитом турнира. И в Лиллехаммере-1994 он споткнулся на
И он его выиграл, попутно установив олимпийский и мировой рекорды. Круг почета он совершил с маленькой дочкой (тоже Джейн) на руках, а телезрители, которым комментаторы рассказали всю эту печальную историю, не стеснялись лить слезы перед экранами.
Без пылающего сердца не победил бы и еще один великий австрийский горнолыжник - Херманн Майер. Своему прозвищу Херминатор он соответствовал на все сто, и в плане невосприимчивости к боли мог бы поспорить с киношным Терминатором (кстати, тоже австрийцем).
На Олимпиаде в Нагано-1998 все были шокированы тем, как Херманн сорвался с трассы, пролетел около
Но это были еще не все подвиги Херманна Майера и не все испытания на прочность. В 2001 году горнолыжник, снедаемый жаждой скорости и на дороге, разбился на мотоцикле. Врачи хотели ампутировать ему ногу. Но они просто не понимали, с кем имеют дело. Майер восстановился очень быстро и хотя, конечно же, пропустил Игры в Солт-Лейк-Сити-2002, зато выиграл еще две медали на следующей Олимпиаде в Турине.
Есть кем гордиться и на просторах 1/6 части суши. Само количество выигранных медалей служит лучшим подтверждением. Достаточно вспомнить шестикратную золотую медалистку Лидию Скобликову - Уральскую Молнию - или невероятных лыжниц Раису Сметанину, Любовь Егорову, Ларису Лазутину (28 медалей на троих). Но особенной любовью народа всегда пользовались фигуристы - и прежде всего трехкратная Олимпийская Чемпионка Ирина Роднина.
Фигуристы только на первый взгляд не так рискуют, как бесшабашные горнолыжники. На самом деле падения хрупких партнерш могут им стоить очень дорого. После выигранной Олимпиады-1972 Роднина получила сотрясение мозга на тренировке, рассталась с партнером Алексеем Улановым и едва не оставила спорт. Но Ирина вернулась и с новым партнером, Александром Зайцевым, выиграла еще две следующие Олимпиады, став одной из легенд мирового фигурного катания.