Оксана, чем Вам в первую очередь запомнился завершившийся в Рупольдинге чемпионат мира?
- Первое впечатление – это зрители. 26 тысяч – это очень много! Наверное, ни на одном чемпионате мира не собиралось столько народу. Хотя Германия всегда отличалась высокой посещаемостью биатлонных соревнований. Да и вся подготовка со стороны выглядела на довольно высоком уровне.
Немного не повезло с погодными условиями, поскольку лыжня была очень тяжелая. Даже Кайса Макаряйнен – легкая, с отличной техникой бега – и та жаловалось на то, что бежалось очень непросто. Каких-то больших неожиданностей я не заметила: те, кто на протяжении сезона выступал хорошо, те, в принципе, блеснули и на чемпионате мира. Единственное исключение – Мари-Лор Брюне, которая в течение сезона была немного в тени, а здесь вышла на первый план. Тура Бергер всегда хорошо собиралась на самые важные старты – чего стоит только ее олимпийское золото в индивидуальной гонке.
- Чемпионат мира начался со скандала. Каково Ваше отношение к тому, что в контактных гонках распределение мест может решаться уже после финиша, как это было в случае передачи золота смешанной эстафеты норвежцам?
- Конечно, для ребят, которые завоевали медаль, все эти изменения очень неприятны. Но в данном случае искать виновных нет смысла: здесь проявилась одновременно и жестокость, и справедливость спорта. Решение судей, на мой взгляд, было правильным.
- Вита Семеренко второй год подряд выигрывает медаль чемпионата, причем, на очень разных по своей сути дистанциях. Это говорит о ее универсальности, как биатлонистки?
- Если говорить о функциональном состоянии, то, я думаю, что Вита может здорово смотреться в любой из гонок. Но еще хочу отметить ее психологическую подготовку, заряженность именно на чемпионат мира. К этим стартам она всегда выходит на пик формы, и в этом огромная заслуга тренеров команды. Естественно, весь сезон пройти на одном дыхании невозможно. Но главный старт – это чемпионат мира, и Вита который год подходит к нему в идеальной, в том числе психологической, форме.
- А какова вообще роль неформального лидера в команде – такого, каким, например, была Оксана Хвостенко?
- Я не могу сказать, что я была лидером команды. Просто в определенный момент я осталась старшей, а девочки в то же время были на этапе перехода из юниорок. Но вообще, я себя никогда лидером команды не ощущала. Мне было проще оставаться такой, какая есть – я всегда одинаково относилась ко всем, и ребятам, и девчонкам.
- Один из наиболее резонансных вопросов: мог ли быть другим результат нашей женской эстафеты при иной расстановке спортсменок по этапам?
- Сейчас уже махать кулаками после боя бессмысленно, но я думаю, что тренеры именно так расставили спортсменок потому, что это был оптимальный вариант. Наташа Бурдыга уже пробовала бегать первые этапы, и у нее неплохо это получалось. Лена Пидгрушная, на мой взгляд, для первого этапа не очень подходит – ей лучше бежать последний этап. Другое дело, что в этот раз он дался ей тяжеловато после болезни, но психологически она должна справляться с последними этапами лучше других в нашей команде. Ну а Валя и Вита должны поддерживать команду в середине гонки и выходить на высокие позиции, чтобы Лена потом могла спокойно завершать эстафету. Думаю, при другой расстановке по этапам лучшего результата вряд ли удалось бы добиться. А на тот момент, который был пред эстафетой, я думаю, это был оптимальный состав и оптимальная расстановка по этапам.
- Тренеры часто говорят об усталости наших ребят, при том, что они проводят меньше стартов, чем основные соперники. Речь даже не о лидерах Кубка мира, а о спортсменах второго-третьего десятка. В чем причины этой усталости?
- Здесь мы тоже можем только предполагать. Возможно, были сделаны довольно большие объемы, а не все спортсмены к таким нагрузкам предрасположены. Некоторым больше подходят недлинные, спринтерские дистанции, и для них достаточно сделать небольшую тренировку – и они хорошо подойдут к стартам. Другим же, наоборот, надо больше нагружать себя. Возможно, кому-то из наших ребят не хватило времени между стартами для восстановления. Тому же Саше Беланенко, как уже довольно опытному спортсмену, требуется больше времени между гонками. А, к примеру, молодым спортсменам, тому же Артему Приме, возможно, сложно переваривать пока те объемы, которые предлагаются в национальной команде, то есть нужно время для адаптации к этим нагрузкам. Но тренерам, безусловно, виднее, потому что они каждый день работают со спортсменами, видят и знают их лучше, чем кто бы то ни было.
- То, что случилось на чемпионате с российской командой, может иметь те же корни?.. Ведь вряд ли две бронзы – результат, достойный одного из лидеров мирового биатлона…
- Я не могу знать, как у них обстояли дела с подготовкой и чего не хватило для более качественного выступления, но мне кажется, что в такой команде, как Россия, хватать должно всего. Потому что это – большая команда: и спортсменов очень много, и тренеры приходят именитые… Возможно, спортсмены были перегружены, и не отошли от этих нагрузок до старта чемпионата. С другой стороны, совсем уж молодых спортсменок в женской команде там тоже нет, поэтому большие объемы им не нужны, а уж как они тренировались – этого знать мы не можем. Конечно, все спортсмены – это фанаты своего дела, и они выполняют все то, что говорят им тренеры. Я не думаю, что кто-то может сказать, мол, тот или иной объем нагрузок мне не подходит. Во всяком случае, мы всегда верили тренерам и выполняли все их требования.
- Для сборной Германии всего два золота на чемпионате мира – провал?
- Нет, почему провал?.. Команда хозяев в целом хорошо выступила, и я думаю, болельщики остались довольны их медалями. Повторюсь, все команды подошли к чемпионату на довольно высоком, хорошем уровне, и в этих условиях немцы показали очень неплохие результаты. Ведь та же Россия или Норвегия, и даже Франция, вполне могли еще рассчитывать на награды…
- Уровень накала страстей в Рупольдинге был довольно высоким, что вылилось в ряд скандалов, начиная с упомянутой выше смешанной эстафеты и заканчивая дисквалификацией Ольги Зайцевой в масс-старте. Такое напряжение – это привычное дело для чемпионатов мира?
- Нельзя сказать, что это – привычно. Скорее, совпадение двух таких резонансных случаев – это больше исключение, чем правило. На этапах Кубка мира бывает всякое: и Даша Домрачева путала стрельбу лежа и стоя, и Лена Нойнер стреляла не по своей установке… Но два таких скандала на чемпионате мира… Наверное, это просто так должно было случиться (Смеется). Стечение обстоятельств.
- Как можно в целом оценить выступление украинской команды?
- Если говорить в общих чертах, то все спортсмены подошли к стартам в нормальной, хотя и не идеальной форме. Конечно, здорово смотрелась Вита Семеренко: она неплохо подошла функционально к этому чемпионату. В принципе, все девчонки смотрелись хорошо на трассе, кроме, пожалуй, Лены, которая переболела перед Рупольдингом и объективно не могла быть в своих лучших кондициях. С другой стороны, негативное влияние на результаты оказали сбои в стрельбе.
- Большинство задач нашей команды на сезон, с той или иной степенью успешности, решены. Чего ждать от украинцев в Ханты-Мансийске? Борьбы за честь мундира, или докатывания сезона?
- Нет, я уверена, что наши ребята и девчонки будут сражаться до конца. Тем более, что всегда говорили, что Ханты-Мансийск для сборной Украины – место везучее. И я надеюсь, что наша команда на последнем этапе Кубка мира выступит на высоком уровне, потому что все спортсмены едут туда выступать с большим удовольствием. Я не слышала ни от одного из биатлонистов, что он не хотел бы туда лететь. Потому я уверена, что наша команда себя еще покажет!
Напомним, на Чемпионате мира в немецком Рупольдинге Украина завоевала лишь одну медаль. Бронза на счету Вита Семеренко.